В своей книге «Под тенью Сатурна» Джеймс Холлис поднимает очень важный разговор о психологической уязвимости современного мужчины, вынужденного жить согласно социальным установкам. Тенью Сатурна Холлис называет гнет социума, диктующего образ «настоящего мужчины» – человека, должного исполнять обязательные социальные роли, и непременно принимать участие в конкурентной борьбе с другими такими же, как и он.

Социум не учит мужчину заниматься саморазвитием, искать в себе сокровенное зерно и слушать зов собственной души. Социум не дает мужчине быть счастливым.

Джеймс Холлис – юнгианский психолог, аналитик. В настоящее время является директором Центра Карла Густава Юнга в Хьюстоне. Холлис – автор девяти книг, большинство из них переведено на русский язык. Своей миссией доктор считает просвещение современных мужчин и указание им путей исцеления. Путей выхода из-под тени Сатурна.

В этой статье мы, следуя за Джеймсом Холлисом, развернем панораму тотального гнета, довлеющего над людьми, и попробуем предложить немногочисленные тропинки выхода из сложившейся ситуации…

Оглавление:

1. Главная причина депрессий
2. Под тенью Сатурна
3. Социум и его бремя
4. Лучник Филоктет
5. Путь героя

Главная причина депрессий

Когда человек рождается, он начинает свое долгое путешествие. Пока он еще маленький, он смотрит на жизнь широко открытыми глазами и воспринимает окружающее прекрасным ценным даром. Но постепенно, этот человечек начинает впитывать в себя системы устоявшихся реакций, шаблоны и методы окружающего его социума. Волшебство восприятия мира уходит, а его место занимает безрадостная гонка за успехом.

Величину успеха, его необходимость и его сущность определяет все тот же социум. Так происходит встраивание человека в матрицу общества потребления. Так вырабатывается поведение каждого из нас и наши реакции на всю будущую жизнь.

Социум вырабатывает для человека роль, дает ему замысел и прокладывает путь, а все личное и сокровенное, ту частичку неба, подаренную нам во время рождения, загоняет в далекие уголки подсознания. В течение жизни эта нереализованная часть личности изнемогает внутри нас и дает о себе знать неврозами и депрессиями. А для некоторых, особо впечатлительных людей, адом существования и самоубийством.

Человек, порой, даже не понимает сути этой проблемы, не пытается анализировать и разбираться. В результате не помогает себе, и его проблема только усугубляется.

Светлая потаенная глубина человеческого существа отзывается фантомными болями и лишает человека радости. У мужчин, ввиду усугубления проблемы более безжалостной социальной ролью добытчика и часто развитым эдиповым комплексом, укореняется синдром собственной уязвленности и прорывается наружу в виде неконтролируемой жестокости по отношению к женщинам и другим мужчинам. А также в виде долгих вялотекущих депрессий, всевозможных зависимостей и тотального беспощадного уныния.

Под тенью Сатурна

Картина Франциско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына» поможет нам, друзья, увидеть и прочувствовать истоки того, как Социум захватил наше внутреннее пространство. И как это явилось основой нашего несчастья, наших неподконтрольных страхов и нашего вялотекущего уныния.

Бога Сатурна Гойя изобразил в виде испуганного и сумасшедшего существа, в страхе своем поедающего ребенка. Страдание и отчаяние отчетливо видны в безумных глазах Сатурна.

джеймс холлис под тенью сатурна
Франциско де Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей» 1820

Миф о Сатурне (а имя это римское, Древние греки называли его Кронос) рассказывает поучительную и кровавую историю. Отец Сатурна бог Уран, первый правитель Земли, был жестоким и лютым деспотом. Его супругой считалась Гея – Мать-земля, плодовитая богиня. Дети Урана, порожденные от Геи (Матери-земли) титаны, были ему ненавистны. Ненавидел он их за ужасный облик и огромное количество. Сразу после рождения своих детей, Уран отправлял их обратно в землю, чем вызывал невыносимые страдания Геи.

Тогда мать подговорила Сатурна (Кроноса) напасть на отца и дала ему острый серп. И, как сказано у античного автора Гесиода – сделав это, Гея возвеселилась. Ночью, когда Уран испытывал любовное желание, Сатурн, вышел из засады, выхватил серп, отсек отцу его, пылающий желанием, орган и выбросил его в море. Семя пролилось в воду, вспенилось и вострепетало. Из этой пены родилась самая прекрасная на свете женщина – Афродита.

После экзекуции Сатурн занял место отца и ничем не уступал ему в жестокости и тирании. Также озабоченный сохранением власти, он пожирал своих детей. Он не желал, чтобы они выросли и заняли его трон. И теперь уже его супруга, Рея, с помощью обмана мужа, спасла одного ребенка. Этим ребенком был Зевс. Зевс вырос, поднял восстание, освободил единоутробных братьев и сестер, и стал воевать с отцом. Победив, Зевс также стал жертвой комплекса стремления к власти и превратился в тирана.

джеймс холлис под тенью сатурна
Джорджо Вазари «Оскопление Урана» 16 век

Социум и его бремя

С течением времени Сатурн перевоплотился в социум и стал внедрять свой шаблон своим воспитанникам. Сутью этого шаблона, этого бремени социума – является стремление доминировать и испытывать страх перед собственной несостоятельностью. Так, с самого детства, коверкаются личности. Это особенно касается мужчин. Они боятся быть неудачниками, боятся оплошать. Они ищут власти, ошибочно думая, что власть защитить их от страхов. На этом пути мужчины причиняют боль и травмы окружающим людям и самим себе. Этот страх ведет их по жизни и затягивает в свой ад все глубже и глубже.

Все лучшие качества человека обесцениваются в этой гонке. Там, где есть жажда власти, нет места любви и состраданию, поэзии и искусству. Частичка неба, вложенная в каждого, загромождается, задвигается и забывается. Порой навсегда.

Так, друзья, начинается бесконечная стойкая депрессия. Каждый справляется с ней по-своему – с помощью алкоголя, наркотиков, погружением в небытие социальных сетей и интернета. Объединяет всех отсутствие настоящей глубинной радости. Мужчина ощущает тоску по какой-то другой жизни, но не понимает где и как ее найти. Не видит он и главного виновника своих бед – поведенческие стереотипы социума. Бремя Сатурна. Это его щупальца сжимают человека в тиски идеологий, шаблоны успешности и жизненных установок…

Выход из этого кошмара существует. Главное – сначала понять, что и как происходит. Увидеть врага в лицо.

Лучник Филоктет

Драма Софокла «Филоктет» практически неизвестна широким массам населения. Это не должно вызывать удивление. Наоборот, в наше время – это норма. Сейчас истинное уходит в тень, в забытие, а профанное возвеличивается и культивируется. Искреннее высмеивается, а фальшивое монетизируется и процветает.

А между тем, друзья, в этой драме мы можем почерпнуть много оригинальных и полезных идей, относящихся к нашей теме.

Предыстория сюжета драмы такова: лучнику Филоктету после смерти Геракла достался волшебный лук и колчан со стрелами, всегда попадающими в цель. Он вместе с другими греками отправился на войну с Троей, но в пути был укушен в ногу ядовитой змеей. Рана не заживала и источала страшное зловоние. Плывущий к Трое корабль сотрясался от воплей несчастного. Товарищи, уставшие от стонов и нестерпимого запаха гниющей плоти, высадили Филоктета на необитаемый остров Лемнос и отправились дальше на великую войну.

В течение десятилетней осады, греки так и не смогли взять Трою. Призвав жреца-прорицателя, они узнали, что без Филоктета победы не будет. Пришлось грекам снаряжать корабль, и попытаться умолить Филоктета вернуться в строй. Это дело поручили Одиссею и Неоптолему, сыну убитого Ахилла.

Пикантность ситуации заключалась в том, что именно Одиссей и был инициатором высадки лучника на остров. Именно его Филоктет считал предателем и питал к нему лютую ненависть. С этого момента и начинается, собственно, драма. Неоптолем, науськиваемый Одиссеем, демонстрирует чудеса дипломатии, пытаясь уговорить Филоктета вернуться.

Филоктет отвергает любые просьбы и, удалившись в свою убогую пещеру, изнывает от боли и обиды. Он устал от предательства и хочет обрести покой в смерти.

Грусть, отчаяние и жалость к себе Филоктета хорошо изобразил великий английский художник Уильям Блэйк на картине 1812 года «Филоктет и Неоптолем на Лемносе».

джеймс холлис под тенью сатурна

Только Геракл, пришедший из царства мертвых, смог убедить Филоктета поступиться личными интересами во имя общественных. Филоктет присоединяется к воюющим грекам, убивает царевича Трои Париса, что и приводит греков к победе.

О чем нам хотел поведать Софокл? На первый взгляд, друзья, о конфликте между желаниями личности и требованиями Социума. Но, как нам кажется, поставленная здесь проблема глубже.

В лице Филоктета нам показан мужчина, преданный и брошенный всеми, который обозлился и смотрел на мир сквозь собственную травмированную жизнь. Его не интересовала война, героизм, честь или победа. Он жалел себя и упивался этой жалостью в своей пещере.

Большинство мужчин хотят, также как Филоктет, оставаться в безопасности. Они ощущают себя брошенными, они испытывают боль. Они хотят спрятаться в свою теплую пещеру и как можно дольше оставаться в ней. «Не искать приключений на свою задницу» как сейчас говорят. Они преисполнены жалости к себе и не хотят перемен. «Теплая пещера» символизирует безопасность, материнскую заботу и внутриутробный покой.

Но в душе этих мужчин есть образ «пути героя» и он требует выступать в поход. Требует бороться с ленью, трусостью и апатией. Требует смелости. Требует освободить внутренний потенциал, сокрытый в той самой частичке неба, дарованной нам с рождения.

Путь героя

Чтобы излечиться, Филоктету было необходимо не прятаться от своей жизни, а наоборот броситься в ее водоворот. Заняться тем, чего требует душа, сбросив с себя все комплексы, страхи и шаблоны. Геракл явился именно тем внутренним героем, который способен преодолеть инерцию, навязанных социумом установок. Геракл – это сила, находящаяся внутри каждого человека и способная победить наших внутренних «драконов» уныния, отчаяния и страха.

Поэтому всех так восхищают те мужчины и женщины, которые идут добровольцами на фронт, покоряют горные вершины, отправляются в дальние путешествия, занимаются любимым творчеством. Они не сидят и не жалеют себя, они вышли на свою тропу и сбросили гнет социума, определяющего как им жить. Они стали свободны и обрели счастье.

В следующих статьях мы продолжим разговор о «Пути героя» и поговорим об Инициации и о семи мужских тайнах, мешающих выходу из тени Сатурна.

Следующая статья — Джеймс Холлис «Под тенью Сатурна». Инициация

Берегите себя, друзья, занимайтесь саморазвитием и творчеством. Это ваш путь к счастью.

джеймс холлис под тенью сатурна