— Я не верю в совпадения.
— И я тоже. Вот совпадение-то, а?

Был конец мая. Я один гулял по центру Питера. Погода стояла теплая, ветер с Невы трепал бороду и освежал лицо. Свернув с Миллионной улицы на Зимнюю канавку, я остановился у парапета набережной.

Мимо проплывали речные трамвайчики, а я стоял и предавался тихим раздумьям. Вода играла на солнце и привносила в мир умиротворение. Душа была спокойна.

Вдруг с одного из проплывающих пассажирских катеров до меня донеслась песня из мультфильма «Мама для мамонтёнка». Что-то очень знакомое и родное обожгло мои мысли.

Я погрузился в воспоминания и впервые в жизни ощутил необратимость потери прошлого.

Сергей Баженов «Воспоминания о былой любви» 2018

Совпадение «Мама для мамонтенка»

Мое детство и молодость прошли в стране, фундаментально отличающейся от современной. И отличие кроется в чрезмерной наивности прошлого. Это я понял, услышав ту самую песню. Несопоставимость современности и воспоминаний из детства угнетало. «Мама для мамонтёнка» казалась инородным телом в современном мире, полном пошлости, коварства и обмана.

Так размышляя, я вернулся на набережную Невы и направился в сторону Дворцового моста. Каково же было мое удивление, когда я краем уха услышал диалог двух подростков про песню «Мама для мамонтёнка» группы «Соломенные еноты». Название группы я слышал впервые и поэтому сразу сделал запрос в ютубе. Прослушав песню, я остановился как вкопанный, достал блокнот и записал припев:

В небе смеется звонко
мама для мамонтёнка,
Мудрости древней
Иного счастья шпионка.

Это настолько совпадало с моими мыслями, что мне стало не по себе. Именно шпионами какой-то далекой и счастливой страны я воспринимал героев мультфильма. Причем тогда в детстве эта страна казалась чрезвычайно близкой, а теперь она бесконечно и недостижимо далека.

Но не это меня поразило больше всего. Мысли, которым я предавался, неожиданно повторила незнакомая мне группа. Мои сокровенные чувства явственно проявились с помощью двух случайных подростков. Я обнаружил, что опять оказался под действием фантастического совпадения. Такое в моей жизни уже случалось – некая цепочка событий, случайность которых явно выходила за рамки здравого смысла.

Микалоюс Чюрлёнис «Весть»

В тот день я не стал искать ответы на вопросы. Я жил дальше, но прекрасно помнил поразившее меня совпадение под кодовым названием «Мама для мамонтёнка».

Потом стали происходить другие случаи. К ним я уже относился гораздо серьезнее. Пытался прочувствовать совпадение, ухватить его. Пытался найти нечто невидимое. Причем, эти случаи со стороны не казались необычными – так, нечто незначительное. Но совпадения меня сильно тревожили, мне хотелось разобраться. Самых заметных случаев было два…

Помню, я возвращался с презентации книги стихов «Живое» моего любимого питерского поэта Алексея Машевского. В вагоне метро я заметил, что сидящая напротив меня женщина читала книгу Юрия Мамлеева «Живое кладбище». Там же, в метро, чуть позже, я встретил одноклассника. Мы долго болтали и вспомнили, что в нашу последнюю встречу пили живое пиво. А вечером того же дня мой сын, просто так, предложил посмотреть американский фильм «Живое». После фильма я долго не мог заснуть и пытался выявить связующее звено подобных совпадений, но безрезультатно.

Потом случился еще один, просто вопиющий, случай. Я сидел на работе и предавался чтению книги стихов немецкого поэта-дадаиста Йоханнеса Баадера. Неожиданно подошел коллега и спросил, не слышал ли я о немецкой террористической организации «Фракция Красной Армии». По-немецки это звучит – RAF (Rote Armee Fraktion). Я ответил, что никогда о ней ничего не слышал и продолжил чтение.

Немного погодя я, из любопытства, залез в интернет и узнал об этой странной Фракции. Интересным было то, что главарями организации были некто Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф. Фамилия Баадер, хотя это и был другой человек, отозвалась в моей голове звоночком. Вечером, дома, расслабившись и забыв про Баадеров, я посмотрел чудесное кино «Лунный папа». В фильме мне очень понравился немецкий актер Мориц Бляйбтрой. Изучив его фильмографию, в длинном списке ролей я обнаружил – Андреас Баадер в фильме «Комплекс Баадер-Майнхоф». Чаша моего терпения переполнилась, и я решил посвятить некоторое время изучению загадочных совпадений.

Страничка о фильме «Комплекс Баадер-Майнхоф»

Феномен Баадера-Майнхоф

Сразу же меня ожидал сюрприз – это явление известно давно и носит название «Феномен Баадера-Майнхоф»! Час от часу не легче. Оказывается, мои совпадения с фамилией Баадер называются Феноменом Баадера. Но это было только начало.

Действительно, Феномен Баадера-Майнхоф – это когнитивное искажение, при котором недавно услышанная информация начинает часто появляться в самых неожиданных ситуациях. Наш мозг обладает интересным свойством – он начинает обращать внимание именно на те предметы и события, которые для нас стали важны или интересны по разным причинам. Например, если женщина беременна, ей кажется, что вокруг много беременных, если она идёт с коляской, то видит вокруг себя женщин с колясками. Таких примеров множество – любители японской кухни видят сплошные суши-бары, рыбаки замечают рыбаков, а бородатые бородатых.

Но это несколько другие случаи. И с ними действительно всё понятно – мозг, занятый какой-либо проблемой, фокусирует внимание человека на других людях, оказавшихся в похожей ситуации. Здесь имеет место выборочное внимание. Наш мозг так устроен, что из огромного массива информации он выбирает самую релевантную в данный момент времени.

Или, возможно, случайными совпадениями мы называем те события, связующая причина которых в данный момент не прослеживается, но она есть. Тогда такие совпадения не являются случайными.

Бывает и по-другому – человек узнаёт новую информацию и сразу же начинает замечать вокруг себя элементы и отголоски этих новых знаний. В данном случае всё ещё проще. Пока человек не знал этого нового для себя знания, он его и не видел. Он просто не мог увидеть нечто, не зная о его существовании. Конечно, нельзя не учитывать и то, что часто обычный человек узнаёт о новом явлении, как правило, на пике популярности этого явления, и поэтому просто попадает в тренд. И никаких чудесных совпадений в данном случае нет.

Мои же совпадения были другими. Они затрагивали не внешнее окружение, а внутренний пласт восприятия реальности. Это были смысловые совпадения. И нельзя было просто от них отмахнуться и сослаться на релевантность, тренды, забывчивость и теорию вероятности.

Я чувствовал, что где-то должны быть серьезные работы на эту тему. Должна быть глубина. И продолжил поиски.

Карл Густав Юнг «Синхрония»

Исчерпывающим, на мой взгляд, исследованием странных случайных событий оказался труд Карла Густава Юнга, с «простым и понятным» названием «Синхрония: Акаузальный объединяющий принцип». Слово «акаузальный» можно смело заменить на «беспричинный». «Causa» – по-латыни причина.

Главная идея Юнга выражается в том, что он разделяет физическую реальность и реальность психическую. В физической реальности любое событие легко прогнозировать, так как всё детерминировано – связано тесными причинно-следственными связями. Эта реальность каузальная – причинная.

В психологической же реальности все события тоже объединены между собой. Объединяет их единая психика – коллективное бессознательное. Но это происходит скрыто и незаметно для невооруженного взгляда, поэтому причинно-следственный подход, принятый в современном обществе, здесь не работает. Психическое состояние человека может входить в резонанс с коллективным бессознательным, напитываться образами и концептами, неизвестными ранее. Информационное поле коллективного бессознательного может создавать некоторые уникальные события. Такие события человек и считает «чудесными» совпадениями. Здесь работают связи акаузальные – беспричинные.

Юрий Кононенко «Хранящая тайну» 1992

Если рассмотреть версию Юнга подробнее, то нужно начать с фундаментального отличия в менталитетах Запада и Востока. Мышление западного человека ориентируется на внешний мир. Поэтому логика и причинно-следственные связи становятся во главу угла. Отсюда колоссальный прорыв в технологиях и непрерывное стремление к доминированию над окружающей средой. В такой системе координат синхрония – это просто цепь забавных случайностей.

Подобное отношение к миру даёт состояние уверенности, превосходства и стабильности. Мелкие несуразности, не вписывающиеся в картину мира, западный человек предпочитает не замечать. Но у такого порядка есть и обратная сторона – западное общество не готово к дыханию хаоса. Как только скрепы стабильности ослабевают или рвутся, социум неумолимо скатывается в кризис, а люди оказываются деморализованными.

Люди Востока мыслят иначе, они смотрят внутрь. Параллельно тому, как западный человек исследуют окружающую реальность, люди Востока изучают ландшафты души. В величайших трудах «Дао дэ цзин» и «И цзин» приводятся методики изучения внутреннего мира. В частности, описываются методы поиска причинности, абсолютно не приемлемые для западного мышления.

Простой пример. На дороге ДТП. Западный человек сразу будет размышлять на тему: кто виноват, что делать и когда это кончится. Человек Востока задался бы вопросом – о чём мне хочет рассказать случившееся? Почему мы с этим человеком встретились в именно таких обстоятельствах? Наши пути переплелись, как это повлияет на мою судьбу?

Подброшенная монета для человека Запада – это бессмысленное гадание со случайным исходом. Но для людей Востока – это прямое проникновение в Дао момента и вход в качественный разрез реальности. Сочетание же моментов и мгновений, сплетённых в ткань реальности, создаёт саму текстуру жизни.

Великое путешествие

Синхронией Юнг называет ситуацию, когда незримые энергии, наполняющие собой мир духовный, вторгаются в нашу реальность. Они привносят с собой прикосновение тайны и отголосок волшебства. Но, пытаясь их объяснить, мы соединяем несоединимое – мир причинно-следственных связей и легкое дуновение неведомого. Объяснение волшебства превращает его существование в рядовое событие. Таинственный намёк растворяется и исчезает.

Провидение пытается нам что-то сказать и ждёт нашего проявления. Но мы, занятые бесконечной суетой, не замечаем намёка. Вся современная культура отвлекает нас от главного и не даёт проявиться тайне. Мы огрубели в физическом мире и утратили интуицию. Но духовный мир с помощью синхронии пытается вырвать нас из цепких лап социума. Он ждёт нашего похода в неизвестность и участия в грандиозной космической драме. Это и есть то, что называется счастьем.

Потому что душа будет ощущать себя ненужной и потерянной, если мы полностью погрузимся в мир физический. Если мы всегда будем выбирать предсказуемый и выверенный путь. Для существа, созданного «по образу и подобию», такой путь приводит к деградации.

Истина всегда чрезвычайно тревожна, она пугает непредсказуемостью, выходом из зоны комфорта и терпким запахом неизвестности. Но если мы примем вызов и признаем существование загадочных сил, наша жизнь изменится. Унылое существование среднестатистического обывателя превратится в Путь воина.

Адела Левитова «Дон Кихот» 2018

Мы должны будем пересмотреть наши ценности, провести ревизию взглядов, осмыслить устремления и социальные установки. Открыв себя неведомому, мы вступим в новые отношения с собственным существованием. Чарующие и пугающие одновременно.

Синхронические совпадения дают нам шанс. Они есть тот самый намёк на волшебство, на присутствие в нашем мире незримого чуда. Благодаря этому намёку мы сможем ощутить себя частью великой тайны. Сможем проявить свой внутренний потенциал и раскрыться грандиозной космической задаче.

Тогда и начнется наше Великое Путешествие.

Микалоюс Чюрлёнис «Истина» 1905

Несколько слов об авторе статьи.