Джозеф Шугерман – знаменитый американский копирайтер, основоположник продающего копирайтинга, и у него есть чему поучиться. Хоть основная часть книги Джозефа Шугермана «Искусство создания рекламных посланий» написана давно, она актуальна и сегодня.
Эта книга вне временных границ. Ее можно назвать настольным руководством по продающим текстам, где собран целый кладезь знаний, полезных уроков и рекомендаций. Книга поможет копирайтерам, особенно начинающим, избежать многих ошибок в работе и научит как писать продающие тексты. В этой статье представлены краткие, но максимально точные выкладки из книги.
Содержание:
1. Шугерман о продающих текстах. Общие принципы копирайтинга
1.1 Кто такой хороший копирайтер?
1.2 Подробнее о специальных знаниях
1.3 Практика, практика и еще раз практика
2. Приемы при создании рекламы
2.1 Важность графических элементов в рекламе
2.2 Цель первого и следующих предложений
2.3 Настройтесь на одну волну с читателем
2.4 «Скользкая горка»
2.5 Семена любопытства
3. Эмоции, концепция, инкубация
3.1 Текст как эмоция
3.2 Объект продажи концепция, а не продукт
3.3 Инкубационный процесс
4. Немного о тексте
4.1 Какое количество текста нужно писать
4.2 Искусство персональной коммуникации
4.3 Последовательность изложения текста
4.4 Процесс редактирования
5. Особенность человеческой природы, из которой вытекает последняя 15-ая аксиома

1. Шугерман о продающих текстах. Общие принципы копирайтинга
1.1 Кто такой хороший копирайтер?
Для начала давайте поймем, кто такой хороший копирайтер по мнению Шугермана.
- Хорошему копирайтеру не требуется специального образования. Прежде всего, он должен быть разносторонне развитой личностью. Самые лучшие копирайтеры – это люди любознательные, целеустремленные, любящие читать, путешествовать, самосовершенствоваться. Они всегда в курсе актуальных событий, им интересны другие люди.
- Очень существенно иметь большой жизненный опыт, не бояться совершать ошибки и терпеть неудачи. Опыт – лучший источник идей, а без ошибок и неудач не будет успеха.
- Опыт и знания, накопленные за жизнь плюс умение устанавливать взаимосвязь между ними, умение обрывки старого материала превратить в уникальный новый текст – вот главный талант хорошего копирайтера.
- Чем богаче опыт и знания у копирайтера, тем шире словарный запас, тем более классные идеи генерирует мозг.
- Опыт управления собственной компанией – это собственный бесценный опыт больших ошибок и великих побед. Это навык ответственности за каждое написанное слово.
- Хороший копирайтер должен обладать двумя типами знаний: широкими общими и узкоспециализированными (целевыми). Общие знания накапливаются в течение жизни, а специальные приобретаются по необходимости.
1.2 Подробнее о специальных знаниях
Специальные знания – залог успеха рекламного послания. Давайте вкратце рассмотрим их.
- Стать экспертом в области объекта продажи, т.е. досконально изучить и исследовать продукт – это и есть получить специальные знания. Появляется возможность эффектного представления товара публике. Особенно в ярком представлении нуждаются новые товары и технологии.
- Нужно понять характер продукта. У каждого продукта есть еще специфический характер и его надо представить особенно, т. е. посеять в голове у покупателя зерна необходимости в обладании данным продуктом.
- Нужно знать и своего клиента. Очень важно стать экспертом и в изучении своего потребителя – понять мотивы его поведения.
1.3 Практика, практика и еще раз практика
Практика – еще один залог успеха в написании рекламного послания, ведь копирайтинг – это полноценный и серьезный мыслительный процесс. Идея текста может родиться задолго до изложения на бумаге при любых обстоятельствах и в любой обстановке. Главное – начать мыслить и писать! Опыт, упражнения, тренировка творят чудеса.
И не стоит переживать за первый набросок. Его цель – излить все, что хочется рассказать о товаре или услуге. Важно, что потом из этого сделать. Отсюда вытекает аксиома об определении копирайтинга:

В заключение раздела о хорошем копирайтере, хочется сказать о такой проблеме некоторых людей, как самоограничения и привести здесь аксиому, которая в книге Шугермана «Искусство создания рекламных посланий» значится под номером 7:

Часто на подсознательном уровне на нас оказывают воспоминания о прошлых неудачах, болезненных провалах, ощущениях несостоятельности и неполноценности. Это те ограничения, которые не дают свободно осуществлять желания и добиваться поставленной цели. Это проблема.
Ключ к ее разрешению – выход за рамки проблемы, отстранение от неё. Не бойтесь реализовать свою идею, ведь никогда нельзя знать наверняка, что сработает, а что нет.
2. Приемы при создании рекламы
2.1 Важность графических элементов в рекламе
Увидев рекламу, человек в первую очередь обращает внимание на графические элементы. От их качественности и привлекательности зависит отклик клиента – будет он читать текст или нет.
10 графических элементов в объявлении и их смысл по Шугерману:
- Заголовок. Привлечение внимания. Вынуждение прочитать подзаголовок.
- Подзаголовок. Дополнительная информация к заголовку.
- Фотография или рисунок. Привлечение внимания и более полная демонстрация продукта.
- Подпись под иллюстрацией. Описание фото. Важно, его часто читают.
- Текст. Основное торговое послание.
- Заголовки параграфов. Разбиение текста на части для легкости чтения.
- Логотип. Выделение названия фирмы.
- Цена. Уведомление читателя о цене.
- Вид обратной связи. Способ реагирования на рекламу.
- Макет целиком. Оформление общего внешнего вида рекламы.

2.2 Цель первого и следующих предложений
Как только графические элементы привлекли внимание читателя, на сцену выходит первое предложение, главная задача которого в том, чтобы человек прочитал его целиком и с легкостью погрузился в дальнейшее чтение текста.
Поэтому первое предложение должно быть интересным, кратким, звучным и как бы неоконченным. Его цель выражена в аксиоме номер 3:

Часто средства массовой печатной информации для достижения этой цели набирают первое предложение крупным шрифтом.
А единственная цель второго, третьего и т.д. предложений в рекламе – заставить прочитать каждое следующее, удержать внимание читателя.
2.3 Настройтесь на одну волну с читателем
Реклама должна создавать потребителю комфортные условия для покупки. Конечно, проще убедить клиента совершить покупку при личном общении, но у копирайтера нет такой возможности. В его распоряжении только беззвучный текст. Для хорошего копирайтера нет ничего невозможного. Что надо сделать? Настроиться на одну волну с читателем. Как это сделать? Джозеф Шугерман предлагает несколько шагов:
1. Привлечь внимание клиента с помощью заголовка.
2. Создать покупательские условия. Это цель первых абзацев рекламы. Лучшая обстановка для продажи та, которая создает лучшие условия для продажи конкретного продукта.
3. Представить себя покупателю и сказать то, что удержит его внимание (с помощью подзаголовков, иллюстраций, подписей к иллюстрациям).
4. Изложить основной текст рекламного послания. И постараться изложить так, чтобы покупатель начал соглашаться с вами и говорить «да» на каждое ваше заявление до конца текста. При наличии опыта и специальных знаний написать такое послание проще.
Если все это получится, то значит между вами (продавцом) и читателем (покупателем) установилась гармония, а гармония – ключ к успеху.
Все вышенаписанное в книге Шугермана «Искусство создания рекламных посланий» сводится к двум аксиомам:


2.4 «Скользкая горка»
После создания комфортных условий для клиента, когда он кивает с удовольствием «да», наступает момент для «скользкой горки», когда он уже не может остановиться и читает текст до конца.
Для этого заголовок должен быть ярким и завораживающим, чтобы прочитать подзаголовок, подзаголовок – таким мощным, что будет нельзя не прочитать первое предложение, а первое предложение – настолько легким и привлекательным для чтения, что нельзя не прочитать второе и так далее до конца всего текста.
С помощью «скользкой горки» через объявление будет идти поток людей, будущих возможных покупателей. Доказано, что если клиент прочитал 25% объявления, то он дочитает его до конца, т.к. ступил на «скользкую горку».

Начало рекламного объявления (продающего текста) – один из самых важных элементов для создания эффекта «скользкой горки». Для этого подходит какая-то история или новость. Они обязательно должны быть яркими, интересными и короткими, порой связанными с рекламным текстом необычным способом. Собирайте необычные и даже нелепые истории и новости из любых источников информации – они могут пригодиться позже. Это хороший старт к «скользкой горке».
2.5 Семена любопытства
Это эффектный прием поддержания «скользкой горки». Просто закончите абзац коротким предложением, вызывающим любопытство, предлагает Джозеф Шугерман и приводит примеры: «сейчас узнаете», «давайте я поясню», «расскажу, но чуть позже», «но дело не только в этом», «а вот теперь очередь хорошей новости», «и вот почему» и т.д. Семена любопытства хорошо работают даже там, где спадает напряжение текста.

3. Эмоции, концепция, инкубация
3.1 Текст как эмоция
Осталось заложить всего несколько кирпичиков в фундамент понимания процесса копирайтинга и умение писать рекламные тексты у вас в кармане.
Как уже говорилось ранее, реклама должна вызывать у читателя эмоциональный отклик. Шугерман в книге «Искусство создания рекламных посланий» выделяет три принципа эмоции в рекламе, которые следует запомнить:

Если человек найдет в тексте основание для покупки – эмоцию и затем оправдание – логику, то победа за копирайтером. Иногда эмоциональное предложение или фраза могут быть логически неправильными, если создают нужное эмоциональное послание. Это допустимо. Даже никто и не заметит.
Описывая товар, присмотритесь к нему внимательно. У каждого есть свой характер и нрав, которые надо понять и использовать для насыщения текста эмоциями. Это очень поможет в продаже. Иногда даже технические характеристики уходят на второй план.
Выплесните свободно поток ощущений и соображений о продукте и о том, как его продавать на бумагу, не обращая внимания на ошибки. Этот черновик, или первый набросок, будет основой для дальнейшей работы. Далее наступает самое важное в работе – работа со словами, несущими эмоциональную нагрузку. Их анализ и возможность использования для эмоционального воздействия. Шугерман вспоминает одну рекламу, в которой замена только одного слова «исправить» на «отладить» существенно повысило отклик. И еще один пример:
Пожилая женщина в отеле – Маленькая пожилая леди в домике. Догадайтесь, где больше эмоций?
3.2 Объект продажи концепция, а не продукт
Начнем сразу с аксиомы:

Помните, пишет Джозеф Шугерман, вы продаете шкворчание, а не котлету, т.е. концепцию, а не товар. Не просто часы, а самые тонкие в мире часы или часы с самым дорогим ремешком. Не просто детектор дыма, а носик, который сидит на потолке и принюхивается.
Чаще всего концепция проистекает из продукта, но иногда ее можно создать искусственно. Можно объединить разные продукты в одну концепцию.
В книге «Искусство создания рекламных посланий» приводится пример рекламы по продаже шахматного миникомпьютера. Возникла идея не просто пригласить Анатолия Карпова, чтобы он представил товар, а бросить вызов великому шахматисту сразиться с шахматным компьютером. Вот это концепция.
Иногда концепцию может изменить лишь одно изменение цены на продукт. В каждом продукте заложено уникальное торговое предложение – задача копирайтера его обнаружить и раскрыть. И тогда даже самая «простая» концепция будет иметь мощный эффект.
3.3 Инкубационный процесс
Чтобы написать продающий текст нужно обязательно пройти мысленные этапы обдумывания знаний о задаче, которую нужно решить с помощью рекламы. Что можно сделать?
- Найти всю информацию по теме, продукту, ознакомиться с ней и поразмышлять над ней.
- Набросать несколько вариантов заголовков.
- Отметить то, что хотелось бы раскрыть далее в тексте.
- Составить перечень особенностей продукта, раскрывающие его характер.
- Найти убедительные доводы в пользу покупки продукта.
Изложите все пункты на бумаге, если удобно держать все их в голове, то можно и так. Эти важные действия – подготовка к написанию рекламного (продающего) текста.
А затем остановитесь, забудьте обо всем и займитесь чем угодно другим. Именно другим. В этот период за вас активно работает ваше подсознание. Ваш мозг, как компьютер в фоновом режиме, анализирует накопленные за жизнь общие знания, недавно собранные специальные знания, обобщает их, выискивая наилучшее решение маркетинговой задачи, и пропускает через знания о копирайтинге.
Так подготавливается первый вариант текста рекламы. Ваша главная задача – стараться никаким образом, даже в мыслях, не возвращаться к проекту, иначе спугнете хороший результат. Это и называется инкубационным процессом.
В какой-то момент в голове сверкнет грандиозная идея – вот тогда можно садиться и писать. Здесь свою роль должна сыграть дисциплина. Забудьте все и излейте текст на бумагу, не обращая внимания ни на какие ошибки. Это кульминация инкубационного процесса.
Инкубационный период проскочить нельзя от слова «совсем». При необходимости его можно только ускорить определенными давлениями: нехваткой времени, собственным эго, творческим настроем, обстановкой. В общем, инкубируйте и творите.

4. Немного о тексте
4.1 Какое количество текста нужно писать
Не бывает длинного текста – бывает неинтересный текст. Захватывающий текст независимо от длины, прочитают до конца. Текст должен быть длинным настолько, насколько необходимо для создания условий покупки и представления товара.
Есть два фактора, влияющие на длину текста:
- Цена. Чем она выше, тем длиннее текст требуется для ее оправдания.
- Необычность продукта. Для объяснения незнакомых качеств и необходимости покупки.
Короткий текст используется при хорошей визуальной подаче товара, низкой цене, наличии каталога.

4.2 Искусство персональной коммуникации
Т.к. реклама – это способ коммуникации, и ее основная задача – заставить человека выполнить конкретные действия (чаще всего купить), в ней важна персонализация. Непосредственный и личностный тон общения, похожий на дружескую беседу располагает людей и вызывает доверие.
Хорошо добивается такого эффекта вынесение в отдельную строчку имени автора текста. Отлично действуют местоимения я, мне, вы, мы с вами. Важно создать индивидуальный образ, вызывающий эмоциональный отклик у людей, пишите от первого лица.

4.3 Последовательность изложения текста
Текст обязательно должен быть написан в продуманной последовательности, мысли – логически вытекать одна из другой и отвечать на все возникающие вопросы человека по ходу чтения. Тогда читатель будто проплывет по волнам текста: заголовок, подзаголовок, иллюстрация, подпись под иллюстрацией, первое предложение, второе предложение и т.д. и к удивлению для себя окажется уже в конце.
Для помощи себе можно составить схему логического пути из смысловых блоков с вопросами, которые могут возникнуть по ходу чтения рекламы. Но только в одном направлении – вниз. Здравый смысл – лучший помощник в этом.
Пример диаграммы смысловых блоков из книги Джозефа Шугермана «Искусство создания рекламных посланий»:

Не составили схему до написания текста, составьте после – для проверки логической последовательности.

Этапы и мыслительные процессы при составлении рекламного (продающего) текста:
- Дайте формулировку проблеме и выберете самую удачную.
- Составьте перечень идей и концепций и выберите одну две самые удачные.
- Создайте зрительный образ концепции.
- Подумайте, как внедрить ее в рекламу.
- Подумайте, насколько сформулированная проблема согласуется с концепцией.
- Остановитесь и инкубируйте.
- Через день два начинайте писать в следующей последовательности:
- суперзахватывающий заголовок,
- любопытный и увлекательный подзаголовок,
- короткое, емкое и выразительное первое предложение и т.д. по скользкой горке.
- Составьте схематическую диаграмму.
Если сложно начать писать самому, можно применить метод «моделирования». Возьмите за основу рекламу опытного копирайтера с похожим товаром или услугой и используйте ее для своей рекламы. Но не переусердствуйте! Помните об авторских правах!
4.4 Процесс редактирования
Написание рекламного (продающего)текста процесс весьма трудный, ведь у копирайтера нет возможности непосредственно общаться с клиентом и отвечать на его вопросы. В книге «Искусство создания рекламных посланий» Джозеф Шугерман сравнивает его с родами. Он может быть медленный и болезненный, а может быть быстрый и почти без боли.
Чтобы вырасти и стать полноценным человеком, новорожденному ребенку требуется уход и хорошее воспитание. Также и сырому тексту. Чтобы стать настоящим эффективным, убедительным и эмоциональным ему требуется уход, иначе – хорошее редактирование.
Поэтому процесс редактирования Шугерман сравнивает с выращиванием ребенка по серьезности, ответственности и длительности.
От того, как будет отредактирован текст, сильно зависит эффективность рекламного послания.

В этой аксиоме кроется суть процесса редактирования. Далее более подробно о сути и принципах редактирования.
При написании книги нет никаких ограничений в пространстве и времени для изложения своих мыслей. Но только не в рекламе. Здесь есть цель – убедить человека совершить не всегда желанное определенное действие.
Поэтому использование меньшего количества слов в рекламном (продающем) тексте имеет пару ценных преимуществ: клиент прочитает его с большей вероятностью и прочитает его до конца быстрее. Но сокращать текст надо с умом, сохраняя смысл и эмоциональную притягательность.
Вот основные принципы хорошего редактирования по Шугерману:

И еще несколько советов от гуру копирайтинга:
- Не жалейте времени для редактирования.
- Хорошие помощники в редактировании – компьютер, время (просто отложите текст на время, а затем вернитесь к нему), учебники, словари, и, наконец, грамотные друзья и родственники.
- И последнее – пишите больше! Чем больше пишите, тем меньше потом редактировать.
5. Особенность человеческой природы, из которой вытекает последняя 15-ая аксиома
«Искусство создания рекламных посланий» зиждется на особенностях человеческой природы, от которой часто зависит успех или неуспех рекламы. Одна из особенностей заключается в отношении человека к определенному типу товара. Свой краткий совет продавцам (и копирайтерам) в таком случае Джозеф Шугерман формулирует так: всегда продавайте лекарство, а не средство профилактики.
А вытекает этот совет их двух принципов:
- Человек склонен думать, что именно с ним никогда ничего не случится, а поэтому средство, которое предотвращает несчастья, ему не нужно (или пока не нужно).
- Если несчастье все-таки случилось, то человек готов заплатить за средство избавления намного больше, чем за средство, предотвращающее несчастье.
Да, профилактические средства продавать тяжелее. Но есть некоторые продукты, являющиеся одновременно и лекарством и средством профилактики. И если позволяют размеры рынка сбыта и если немного подумать, можно превратить их в лекарства, акцентируя внимание именно на этом свойстве. Из всего вышесказанного вытекает последняя 15-ая аксиома Джозефа Шугермана:

В следующей статье мы продолжим разбирать книгу Джозефа Шугермана «Искусство создания рекламных посланий» и поговорим о практических приемах в копирайтинге.

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.